Влияние нарушения звукопроизношения на формирование навыка чтения и письма (учитель-логопед О.В. Шлегель)
Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя. На самом деле одной из причин возникновения этих проблем является нарушение устной речи ребёнка. Такое нарушение может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой, в дефектах звукопроизношения (отсутствие или замена звуков речи), в нарушении фонематической стороны речи (неумение различать звуки на слух, выделять их из слова, определять последовательность и количество звуков в слове).
В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с нарушением устной речи испытывает трудности в обучении и не может овладеть письмом и чтением в норме в течение многих лет. Так, например, нарушения фонематической стороны речи приводят к тому, что ребёнок длительное время не может освоить процесс чтения (от 3 до 4 лет): читает по слогам, заменяет или смешивает буквы, искажает окончания, а на письме наблюдаются пропуски букв, слогов, перестановки, замены («снки» – санки, «кичат» –кричат, «довр» – двор, «деди» - дети, «шиски» - шишки, «вазилёк» - василёк). Бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов не позволяет ребёнку овладеть многими грамматическими правилами. Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов. Кроме того, бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.
Вывод: нарушения устной речи приводят, во-первых, к нарушению чтения и письма, которое проявляется в стойких специфических ошибках, во-вторых, к снижению учебной мотивации, из-за того, что ребёнку приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках чтения и письма.
Для того чтобы помочь детям с нарушениями устной и письменной речи необходима своевременная и систематическая логопедическая помощь, поскольку исправление нарушений звукопроизношения требует профессиональных знаний, а специфические ошибки письма и чтения не могут быть преодолены обычными школьными методами.
Сланцевский центр диагностики и консультирования организовал на базе школы №6 группу речевой коррекции для оказания логопедической помощи учащимся начальных классов общеобразовательной школы и классов коррекции. Коррекционные занятия с детьми проводятся как в подгруппах, так и индивидуально. Один раз в неделю отводится время для проведения консультаций с родителями и учащимися: четверг с 18.00 до 18.50. В июне организуются занятия для будущих первоклассников по постановке и автоматизации отдельных звуков. Предварительная запись на июнь проводится в мае.
На коррекционных занятиях используются специальные упражнения и игровые приемы, таким образом, чтобы развивать все речевые и неречевые компоненты, а также вызывать положительные эмоции к процессу обучения. Так, например, упражнение «Паутинка» одновременно развивает навыки деления слов на слоги, закрепляет навык чтения слогов и слов, совершенствует оптико-пространственные представления детей, т.к при чтении слогов необходимо движение глаз вверх, вниз, вправо, влево.
При работе над согласованием имени существительного с именем прилагательным используется упражнение « Дописывание окончаний» в словосочетаниях, предложениях и текстах. Такое задание развивает не только умение согласовывать слова между собой, но и развивает фантазию, творческое воображение. Артикуляционная гимнастика рассказывается в виде весёлой сказки, чтобы привлечь внимание ребенка к упражнениям для языка. Для закрепления звукопроизношения используются игры с мячом, так как отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
Таким образом, все коррекционные упражнения и игровые приёмы имеют определённые цели и применяются в зависимости от речевого нарушения и этапа работы.
Для примера коррекционной работы хочу проиллюстрировать письменные работы учащейся, которая поступила в ГРК во 2 классе с нарушениями устной и письменной речи. В устной речи девочки присутствовали многочисленные замены и искажения звуков, искажение произношения слов с различной слоговой структурой, а на письме – замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, раздельное написание слов и т.д. После коррекционной работы, которая была направлена на коррекцию звукопроизношения и формирование фонематической стороны речи, устная и письменная речь у девочки восстановилась, повысилась и учебная мотивация, т.е. появилось желание учиться.
Уважаемые родители, обращайте внимание на то, как формируется чтение и письмо у вашего ребёнка в первом классе. Помните, сформированная устная и письменная речь - залог успеха в учебной деятельности.