ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Основными направлениями деятельности Сланцевского центра диагностики и консультирования являются:
- коррекционно-развивающее;
- консультационно-диагностическое;
- организационно-методическое;
Коррекционно - развивающая деятельность.
- Организация консультативной группы на базе Центра диагностики. Группа создана для детей 3 – 10 лет. В данной группе индивидуальные занятия ведутся для:
1. Детей с индивидуальными потребностями (дети-инвалиды).
2. Детей, имеющих задержку общего развития, не посещающих ДОУ.
3. Детей, имеющих недостатки звукопроизношения.
4. Детей, поступающих в школу и имеющих проблемы развития.
Коррекционные занятия проводятся учителем-дефектологом, учителем-логопедом в соответствии с возрастом ребенка, индивидуальными особенностями, содержанием индивидуальной образовательной программы, с целью наиболее успешной интеграции в общество, социальной адаптации.
Занятия проводятся в присутствии родителей с целью обучения их коррекционным методам и приемам. Дети посещают занятия по удобному для родителей графику либо в первой, либо во второй половине дня. Порядок посещения ребёнком группы по индивидуальному графику определяется в договоре между Центром диагностики и родителями (законными представителями) каждого ребёнка. Работа группы строится в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 29.06.1999 г. «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» и в соответствии и Положением о консультативной группе, разработанном в нашем учреждении. Данная группа функционирует на базе Центра по адресу ул. Кирова, д. 16.
- Организация групп речевой коррекции на базе общеобразовательных школ. В школах №1, №2, №3, №6, №12 открыты логопедические группы для школьников 1 – 4 классов. Учителя-логопеды занимаются с учениками, имеющими выраженные нарушения речи, обучающимися в классах VII вида. Свою работу учителя-логопеды строят в соответствии с инструктивным письмом от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и Положением о группе речевой коррекции, разработанном в нашем учреждении.
Консультационно-диагностическая деятельность.
Консультационно-диагностическая деятельность Учреждения направлена на решение следующих задач:
- комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков;
- выявление детей с проблемами в развитии, а также имеющих особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья;
- определение форм и содержания их обучения и воспитания в соответствии с психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями.
Данные задачи решает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Свою работу ПМПК строит в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным Приказом Министерства образования и науки от 24.03.2009г. №95, зарегистрированным в Минюсте РФ 29.06.2009г.
Организация работы ПМПК.
В ПМПК работают следующие специалисты:
- врач-психиатр;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог.
Все обследования проводятся по заявлению родителей (законных представителей) ребенка.
Для проведения обследования предоставляются следующие документы:
- свидетельство о рождении ребенка;
- паспорт родителя (законного представителя);
- медицинская карта развития ребенка;
- характеристика ребенка (при посещении ребенком образовательного учреждения);
- выписка из протокола ПМПконсилиума образовательного учреждения (при посещении ребенком образовательного учреждения);
- самостоятельные работы ребенка (для школьников – тетради, для дошкольников - рисунки).
Ведется предварительная запись на обследование по телефону 22-837.
Заключение ПМПК необходимо при оформлении ребенка в специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
- в логопедическую группу;
- в группу коррекционно-развивающего обучения;
- в группу для детей с нарушением зрения;
- в класс VII (седьмого) вида;
- в школу VIII (восьмого) вида.
В своей работе по отбору детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, ПМПК руководствуется законом Российской Федерации "Об образовании" и соответствующими инструкциями по приему детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов с учетом соблюдения прав родителей (законных представителей).
Организационно-методическое направление.
Целью организационно-методической деятельности Центра диагностики и консультирования является развитие и программно-методическое обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организационно-методическая работа в МОУ «СЦДиК» включает:
- программно-методическое обеспечение диагностической и коррекционной работы специалистов центра с детьми и подростками;
- методическая помощь специалистам по реализации коррекционных и реабилитационных программ психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
- участие в работе районных методических объединений учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов-психологов;
- организация проведения и участие в работе научно-практических семинаров, конференций, совещаний;
- анализ деятельности и обобщение опыта работы в форме статей, докладов, сообщений и др.;
- осуществление связей с областными и районными службами комплексного сопровождения индивидуального развития детей и подростков, учреждениями и организациями практической коррекции и реабилитации.