ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
О деятельности муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Сланцевский центр диагностики и консультирования»
ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Юридический и фактический адрес Учреждения: 188560, Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16. Телефон: (881374)28332 Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Сланцевский центр диагностики и консультирования», (далее - Учреждение), создано на основании Постановления главы муниципального образования «Сланцевский район» Ленинградской области от «10» декабря 2003г. № 810-п. 30 декабря 2003г. Учреждение зарегистрировано как юридическое лицо Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сланцевскому району Ленинградской области, свидетельство о государственной регистрации от 30.12.2003г. № 1034701707776. Учреждение является некоммерческой организацией. В соответствии с постановлением администрации Сланцевского муниципального района от 12.12.2011г. №1542-п, «Об утверждении Устава МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Сланцевский центр диагностики и консультирования», является бюджетным учреждением. Согласно постановлению администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области от 27.04.2012г. №551-п «Об изменении типа существующих бюджетных учреждений Сланцевского муниципального района в целях создания казенных учреждений» Учреждение изменило тип с бюджетного на казенное.
Организационно-правовая форма – муниципальное казенное Учреждение.
Тип Учреждения – образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Вид Учреждения – центр диагностики и консультирования.
Полное наименование Учреждения: муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Сланцевский центр диагностики и консультирования» Сокращенное наименование: МОУ «СЦДиК».
Учредителем Учреждения является муниципальное образование Сланцевский муниципальный район Ленинградской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Сланцевского муниципального района Ленинградской области, расположенная по адресу: 188560, Российская Федерация, Ленинградская область, город Сланцы, переулок Почтовый, дом 3; а в случаях, установленных муниципальными правовыми актами – комитет образования администрации Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее – комитет образования), расположенный по адресу: 188560, Российская Федерация, Ленинградская область, город Сланцы, улица Кирова, дом 16. Отношения между Учреждением и Учредителем, урегулированные Уставом Учреждения, определяются договором о взаимоотношениях, заключённым в соответствии с законодательством Российской Федерации. Муниципальные задания для Учреждения в соответствии с предусмотренными его основными видами деятельности утверждает Учредитель.
Учреждение в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральными постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, постановлениями и распоряжениями Правительства Ленинградской области, администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, решениями соответствующего органа управления образования, настоящим Уставом и локальными правовыми актами.
В соответствии с Уставом МОУ «СЦДиК», основными направлениями деятельности учреждения являются:
1. Консультативно-диагностическое;
2. Коррекционно-развивающее;
3. Организационно-методическое.
В течении отчётного периода ( 2012-2013 учебный год) в своей работе МОУ «СЦДиК» опиралось на следующие нормативно-правовые документы: -областной закон о специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области; -Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-соиальной помощи; -Положение о психолого-медио-педагогической комиссии; -Устав муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Сланцевский центр диагностики и консультирования»; -Постановления Министерства образования Российской федерации; -Методические рекомендации и инструктивные письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. -приказы и распоряжения комитета образования муниципального образования Сланцевский Муниципальный район; -перспективный план учреждений на 2012-2013 учебный год.
Основной задачей деятельности МОУ «СЦДиК» в текущем году оставалось решение проблем, связанных с выявлением, воспитанием и обучением, социальной адаптацией и интеграцией в современном обществе детей с различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей и с учётом многообразия местного социума. КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Комплексное обследование детей с целью определения формы и содержания их воспитания и обучения в соответствии с их интеллектуальным развитием проводилось по установленному графику. Все дети обследовались по желанию родителей, по приглашению МОУ «СЦДиК», по заявкам образовательных учреждений. В заключение родителям оказывалась консультативная помощь по решению проблем воспитания и обучения детей, они приглашались при необходимости на повторное обследование с целью наблюдения за динамикой развития детей. Все данные обследования протоколировались. На 30 августа 2013 года регистрационный номер протокола 3892 т.е. за период с 29 августа 2012г. по 30 августа 2013г.неоднократно, углублённо обследованы 390 человек, наблюдались вновь и направлены в коррекционные учреждения с различными отклонениями в психической, интеллектуальной и речевой сфере 100 человек. За счёт применения новых методик, экспресс-диагностик , заметно повысилось качество обследования детей, что позволяет более точно прогнозировать дальнейшее развитие ребёнка и с наибольшей уверенностью говорить о проблемности (либо успешности) его обучения. Динамическое изучение детей с целью определения их объективного педагогического маршрута осуществлялось в речевых группах МДОУ №1,3,10; коррекционных группах МДОУ №10,15; в классах VII вида; в условиях МОУ «СЦДиК».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ:
МДОУ №1
Выпуск - 20 человек Речь в норме - 17 человек Улучшение речи – 4 человек УСПЕШНОСТЬ - 80% В 2012-2013 учебном году УСПЕШНОСТЬ - 75% Рекомендуемая программа обучения: 1-4 – 17 человек 1-4 с повторным обследованием – 2 человека
МДОУ №3
Выпуск - 5 человек
Речь в норме - 4 человека Улучшение речи - 1 человек УСПЕШНОСТЬ – 80 % В 2010-2011 учебном году УСПЕШНОСТЬ - 80% Рекомендуемая программа обучения: 1-4- 4 человека 1-4 с повторным обследованием - 1 человек
МДОУ №10 (речевая группа)
Выпуск 5 человек
Речь в норме -5 человек УСПЕШНОСТЬ –100% В 2010-2011 учебном году УСПЕШНОСТЬ – 100% Рекомендуемая программа обучения: 1-4 5 человек Как видно из представленных цифр, снизилась в процентном отношении успешность выпуска в ДОУ №1. Считаю, что связано это со сложностью контингента детей данного года выпуска.
МДОУ №10 (коррекционная группа)
Выпуск - 6 человека Программный материал усвоен удовлетворительно – 4 человека Программный материал усвоен слабо - 2 человек Рекомендуемая программа обучения 1-4 с повторным обследованием - 1 человек класс VII вида – 3 человека школа VIII вида - 2 человека
МДОУ №10 (группа для слабовидящих детей)
Выпуск - 5 человека
Программный материал усвоен удовлетворительно - 6 человека Программный материал усвоен слабо - 0 человек Рекомендуемая программа обучения: 1/4 - человек 1/4 с повторным обследованием - 1 человек класс VII вида - 3.человека
МДОУ №15
Выпуск - 3 человек
Программный материал усвоен полностью - 0 человека Программный материал усвоен удовлетворительно - 2 человек Программный материал усвоен слабо - 1 человека Рекомендуемая программа обучения: 1-4 с повторным обследованием - 0 человека класс VII вида - 2 человек школа VIII вида - 1 человека.
В текущем учебном году отмечается достаточно слабое усвоение программы выпускниками коррекционных групп. Связано это с тем, что дети имеют тяжелую интеллектуальную недостаточность, семьи - низкий социальный уровень, в результате только 3 человека имели возможность прохождения курсов лечения.
Согласно Положению о функционировании классов общеобразовательной школы VII вида, обследованы учащиеся 4-ых классов при переходе из школы 1-ой ступени во 2-ую.
В текущем учебном году выпускались 2 класса.
МОУ школа №6
Выпуск - 14 человек, продиагностированы – 14 человек. Из них: Программный материал усвоен полностью - 0 человека Программный материал усвоен удовлетворительно – 13 человек Программный материал не усвоен – 1 человек Рекомендации на обучение в школе 2 ступени по программе классов VII вида получили 13 человек, по программе школы VIII вида – 1 человек.
МОУ школа № 3
Выпуск - 14 человек, продиагностированы – 13 человек Из них: Программный материал усвоен удовлетворительно - 13 человек Программный материал усвоен слабо - 0 человек Рекомендации по обучению в школе 2 ступени по программе класса VII вида получили 13 человек. По итогам обследования в школе 2 ступени сформировано 2 пятых класса, реализующих программу школы VII вида – в МОУ «СОШ №6» и МОУ «СОШ №3».
Количество классов VII вида на 2012-2013 учебный год
школа
класс
1
2
3
6
всего
1
1
1
2
2
1
1
2
3
1
1
2
4
1
1
2
5
1
1
2
6
1
1
2
7
1
1
8
1
1
9
1
1
всего
0
0
7
8
15
Профилактическая работа сотрудников «СЦДиК» осуществлялась путём обследования детей в возрасте 3-7 лет в ДОУ, обследование учащихся общеобразовательных школ и испытывающих затруднения, обследование неорганизованных детей, обследование детей дошкольного и школьного возраста района. Как и в прежние годы, упор в профилактической работе делался на раннее выявление детей с отклонениями в развитии, дифференциальную диагностику.
Продолжает совершенствоваться механизм организации профилактических осмотров детей ДОУ по схеме: специалисты СЦДиК – родители – педагоги ДОУ – администрация ДОУ. В текущем году пролонгированы Договора между МОУ «СЦДиК» и МДОУ. По результатам обследования проводятся собеседования с администрациями ДОУ. Заведующие всех детских садов получили сведения в письменной форме о результатах работы.
В данных отчётах представлены общие сведения о количестве обследуемых, о выявленной патологии, приводятся сравнительные данные по речевой норме за 11/12 и 12/13 учебные годы. Также проводилось собеседование с педагогическим составом ДОУ и консультирование по проблемам первичной коррекции нарушений.
Группы посещали 315 детей.
В текущем году количество обследованных детей уменьшилось на 25 человек, что соответствует 5%. В процентном отношении количество выявленных детей с ЗПР по сравнению с прошлым годом увеличилось (14 – 18%). Количество выявленных детей с умственной отсталостью уменьшилось на 0,4 %. В текущем году произошло увеличение речевых нарушений (увеличение составило 3%). Несмотря на консультационные занятия с воспитателями, в текущем году осталось высоким число детей с речевой патологией в детских садах. Так же наблюдается равнодушное отношение родителей к данной проблеме. В текущем учебном году, при осмотре будущих первоклассников, на руки родителям выдалось 112 направлений в группы речевой коррекции при школах №1, №2, №3, №6. Данные направления выдаются детям, имеющим незначительные нарушения звукопроизношения (1-3 нарушенных звука). В течение июня логопеды работают с будущими первоклассниками по исправлению речевых нарушений с целью приведения речи к норме на 01 сентября. Как правило, такая работа эффективна, у детей к началу обучения речь полностью скоррегирована. По нашим направлениям в назначенные дни в школьные групп явились 57 человек (51% от направленных). В связи с низкой активностью родителей, в целях повышения эффективности коррекционной работы, необходимо в следующем году усилить просветительную работу среди родителей путем выступлений на родительских собраний непосредственно перед выпуском детей из детского сада.
По-прежнему наблюдаются трудности выявления детей с отклонениями в развитии среди неорганизованных. Дети с серьёзной степенью риска, как правило, воспитываются дома и родители не обращаются к специалистам до 7-милетнего возраста ребёнка, т.е. до поступления его в школу. В будущем учебном году необходимо продолжать сотрудничество с детской поликлиникой РТМО с целью углублённого профилактического осмотра неорганизованных детей 3-ёх и 5-тилетнего возраста, с этой целью планируется усиление информированности населения о деятельности СЦДиК посредством СМИ. Комплектование специальных образовательных учреждений Во второй половине отчётного периода МОУ «СЦДиК» укомплектовано: классы школы VII вида - 2 (школа №6, № 3). Полностью укомплектованы речевые группы ДОУ №1, №3, №10; группы для детей с задержкой психического развития ДОУ № 10; группа для слабовидящих детей ДОУ №10. Доукомплектованию подлежит школа VIII вида.
С большими трудностями столкнулись члены ПМПК при комплектовании группы для слабовидящих детей. При комплектовании данной группы необходимо отбирать детей строго по диагнозу зрительной патологии. В Сланцевском районе детей, имеющих серьезные нарушения зрения, недостаточно (по данным врача-окулиста – 11 человек 3 – 7 лет). Дети данной категории имеют кроме зрительной патологии различные диагнозы речевой и интеллектуальной сфер, что, несомненно, затруднит работу педагогов и снизит результативность коррекции на выпуске. Так же, как и в прошлом году, затруднений при комплектовании коррекционных классов школ и коррекционных групп ДОУ не произошло. Имеют место единичные случаи отказа родителей от специализированной группы. Необходимо усилить просветительную работу среди населения города и района по разъяснению причин неуспеваемости, школьной дезадаптации. Для этого в 2012-2013 учебном году предусмотрен ряд встреч сотрудников СЦДиК с родителями на общих собраниях в ДОУ. Коррекционно-развивающая работа. В текущем учебном году в группах коррекции речи школьников на базе школ №1, №2, №3, №6 получали логопедическую помощь 260 учащихся. В соответствии с планом были обследованы учащиеся данных школ - 1217 человек, что на 52 человека больше, чем в прошлом году, (обследованных в прошлом учебном году – 1165 человек). Своевременное комплектование групп (было сформировано 58 подгрупп; занятия велись с каждой подгруппой 2-3 раза в неделю), позволило начать коррекционную работу с 15.09.2012г. Велась и индивидуальная работа с детьми (индивидуально получали помощь 35 человек с нарушенным звукопроизношением). По окончании учебного года из групп речевой коррекции были выпущено 89 учащихся с диагнозом «речь в пределах нормы» из общеобразовательных классов. УСПЕШНОСТЬ - 84% в прошлом учебном году УСПЕШНОСТЬ – 94 % В текущем году наблюдается снижение усвоения программы, это объясняется увеличением количества детей со сложными речевыми нарушениями. Классы VII вида в соответствии с разработанной программой, продолжают коррекцию речевых нарушений на протяжении всей начальной школы, что соответствует тяжести дефекта. Программу усвоили успешно 52 учащихся. УСПЕШНОСТЬ - 73 %. в прошлом учебном году УСПЕШНОСТЬ –71% В 2012-2013 учебном году на базе СЦДиК продолжала работу группа для детей-инвалидов. Коррекционную помощь получали 46 человек. Из них с выраженной умственной отсталостью – 5 человек; задержка психического развития – 15 человек, синдром РДА – 5 человек, моторная алалия – 2 человека; сложный дефект (гидроцефальный синдром, ЗПРР – 1 человек; резидуально-органическое поражение ЦНС, ЗПРР- 2 человека, глубокая умственная отсталость – 1 человек). В данном учебном году в консультативной группе работал педагог-психолог. Занятия проходили с детьми, имеющими гиперактивность, дифецитарность внимания, различные фобии, низкий уровень усвоения программы общего типа. Были разработаны и заключены договора с родителями детей. На каждого ребенка разработаны индивидуальные программы, целью которых является социальная адаптация, развитие компенсаторных возможностей, максимально возможная интеграция ребенка в общество путем формирования навыков адекватного поведения и общения в ситуации взаимодействия со взрослыми и детьми. Основное внимание уделяется сенсорному и речевому развитию, выработке навыков самообслуживания и различным действиям с предметами. Занятия проводились учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом по расписанию 2-3 раза в неделю. По окончании учебного года на каждого ребенка разработаны диагностические листы с определением уровня усвоения параметров индивидуальной программы с целью корректировки данных программ в следующем учебном году. УСПЕШНОСТЬ – 75%
По итогам года после успешного усвоения программы выпущено 18 человек. - Направлены в группы КРО ДОУ – 10 человек (индивидуальные программы усвоены) - Направлен в группу для слабовидящих детей – 1 человек (индивидуальная программа усвоена слабо) - Направлены в ДОУ №1 – 3 человека - Продолжение коррекции в группе МОУ «СЦДиК» - 26 человек. В следующем году необходимо пополнить базу методик и пособий, игр, направленных на формирование представлений об окружающем мире, на развитие речи, сенсомоторное развитие. Непосредственно на базе Центра так же велась в течение года коррекционно-консультативная работа с детьми-дошкольниками, не посещающими речевые группы и имеющими речевые нарушения. Всего логопедом СЦДиК было проведено 125 коррекционно-консультативное занятий, (в прошлом году – 127 занятий). Дефектолог провел 79 консультативное занятие с неорганизованными детьми, Психолог провел на базе СЦДиК 68 консультаций (за прошлый год – 33). Основные темы – школьная дезадаптация, поведенческие проблемы подросткового периода, агрессивность детей дошкольного возраста. Так же в этом году психолог по направлениям РТМО продолжает оформлять документы на получение ребёнком инвалидности (определяет психологический статус), что позволяет специалистам СЦДиК фиксировать количество детей-инвалидов и предлагать родителям коррекционные занятия на базе Центра. В текущем году было 42 подобные консультации. Просветительная и методическая работа.
Просветительная помощь родителям, педагогам оказывалась в отчётный период в формах бесед, выступлений на родительских собраниях, педсоветах, участия в дне образования района, практических занятий и т.д. За 2012-2013 учебный год членами ПМПК проведено занятий с родителями: Логопедом – 176 (в 11-12 году –174) Дефектологом – 79 (в 11-12 году – 79) Психологом – 58 (в 11-12 году – 48 ) Каждый родитель получал доступную информацию о состоянии развития сына или дочери, путях и методах их развития в норме и случаях отклонения. Наиболее актуальными темами занятий, как и в прошлом учебном году, были: «Подготовка ребёнка с проблемами в развитии к школе»; «Дети с гиперактивностью и дефицитарным вниманием»; «Развитие психических процессов у дошкольников». Педагог-психолог Гусева Жанна Вячеславовна совместно со специалистом комитета образования по опеке и попечительству Жеваженко Галиной Ивановной провели курс занятий «Школы ответственного родительства» для родителей дошкольного образовательных учреждений. 18 занятий. С 24 апреля по 17 июня прошло обучение кандидатов в замещающие семьи. В школах учителя-логопеды так же вели просветительную работу по вопросам профилактики нарушений чтения, письма, коррекции речевых нарушений. Всего за 2012 – 2013 учебный год проведено: - выступлений на родительских собраниях – 23 - выступлений на педсоветах – 3 - консультаций для учителей – 95 - консультаций для родителей - 231
В текущем учебном году на базе Центра продолжает действовать методическое объединение специалистов службы сопровождения, где работают педагоги-психологи, учителя-дефектологи и учителя-логопеды дошкольных и школьных учреждений. МО позволило объединить интересы учителей и педагогов, работающих в службе сопровождения детей с проблемами развития как в школах, так и в детских садах, позволит более координировано проводить преемственность между ДОУ и ОУ, более грамотно организовать работу психолого-медико-педагогических консилиумов. МО работали по утвержденному плану, проведено всего 16 заседаний, показано 6 открытых занятий, работает школа молодого логопеда.В 2012 – 2013 учебном году 1 сотрудник (Адуевская Ю. П.., учитель-дефектолог) обучалась на годичных курсах повышения квалификации в ЛОИРО по программе "Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития» для учителей-дефектологов в объеме 144 часов, о чем получено свидетельство. Педагог-психолог Гусева Ж. В. Прошла обучение на курсах «Обучение замещающих семей» от общества «Ключ» в объеме 76 часов. В настоящее время все сотрудники МОУ «СЦДиК» прошли курсы повышения квалификации. Хочется отметить сложность с выбором темы курсов повышения квалификации, которые предлагает ЛОИРО. Для сотрудников нашего учреждения практически не проводятся КПК. Так, для членов ПМПК последний раз курсы проводились в 1994 – 1995 учебном году; для логопедов школьных логопунктов – в 2002 – 2003 учебном году. В следующем учебном году планирует аттестовываться для установления соответствия уровня квалификации 2 сотрудника.
СВЕДЕНИЯ
об аттестации руководящих и педагогических работников МОУ «СЦДиК» по состоянию на 30.06.13г.
ОСНОВНЫЕ РАБОТНИКИ
Педагогические работники ОУ
всего
Из них имеют квалификационную категорию
В том числе:
высшую
I категорию
II категорию
%
Чел.
Чел.
Чел.
Чел.
1. Руководящие работники
1
100%
1
1
-
-
2. Педагогические работники
5
72%
5
1
3
1
ИТОГО
6
86
6
2
3
1
Руководитель имеет высшую квалификационную категорию по должности «руководитель» высшую квалификационную категорию по должности «учитель-дефектолог» ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В 2012-2013 учебном году бюджет нашего учреждения складывается за счет средств, выделенных из бюджета Сланцевского муниципального района, в соответствии с утвержденной бюджетной сметой. Выделенные средства бюджета направлены на текущие расходы: расходы на заработную плату, на начисление на выплаты по оплате труда, книгоиздательскую продукцию, а также услуги связи, транспортные расходы, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, на прочие работы и услуг, а так же на обеспечение материальных запасов непосредственно связанных с воспитательно-образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы, услуги связи, , на улучшение материально-технической базы и прочие расходы.
В декабре 2012 г. МОУ «СЦДиК» получило оборудование для сенсорной комнаты от Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области на сумму 200 000 рублей, а так же в июле 2013г. учреждением приобретено дополнительно 2 пуфика-кресла для сенсорной комнаты на сумму 7612 рублей. В 2012-2013учебном году г. из бюджета Сланцевского муниципального района были выделены средства в размере 84983, на проведение косметического ремонта в сенсорной комнате и электромонтажные работы по подключению оборудования сенсорной комнаты в сумме 14968 рублей 30 копеек. Материальная база Центра требует значительного пополнения. Сотрудники центра консультирования остро ощущают нехватку мебели, современных средств оснащения, дидактических игрушек, психолого-диагностического инструментария, что неудовлетворительно сказывается на качестве проводимого обследования. При подобном финансировании в условиях современного рынка нельзя рассчитывать на благоприятное развитие учреждения.
Приоритетные задачи на 2013-2014 учебный год
1. Продолжение коррекционной работы в группе для детей-инвалидов
2. Продолжение коррекционной работы в общеобразовательных школах, направленной на преодоление нарушений письменной речи учащихся
3. Совершенствование механизма взаимодействия СЦДиК и ПМПконсилиумов образовательных учреждений
4. Пополнение базы данных учета обследуемых.