Консультации специалистов

Возрастные нормы формирования звукопроизношения.  (учитель-логопед А.В. Манчук)

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей обладает еще в дошкольном возрасте. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

    Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом все само пройдет». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

    Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причем нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей.

   На первом году жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. К концу года произносит особые слова, понятные только матери и ребенку. Может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «дай».

     К двум-трем годам усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Второй год жизни – это время становления и быстрого совершенствования речевых функций. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Характерной особенностью речи двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. На четвертом – пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает язык, занимается словотворчеством. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.

   К 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. 

   На седьмом году жизни ребенка (примерно за год до поступления в школу), следует обратить самое серьезное внимание на развитие его речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начало и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить тревогу».

   Русский язык является одним из основных предметов программы школы. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка или программы гуманитарных предметов.

   В муниципальном образовательном учреждении «Сланцевский центр диагностики и консультирования» работают разные специалисты, в том числе учителя-логопеды, которые могут помочь детям, нуждающимся в коррекции нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста. Чтобы получить более подробную консультацию вы можете записаться на прием по телефону 22-837 или по адресу Кирова 16.

   В центре диагностики, а так же при общеобразовательных школах №1, №2, №3, №6, №12, работают группы речевой коррекции, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей как дошкольного, так и школьного возраста.

   Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка.

   Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – воспитанию человека.

    Логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Ожидаемый результат: от значительных улучшений до полного устранения нарушений у детей в зависимости от тяжести речевого дефекта и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

© STCDiK

Сделать бесплатный сайт с uCoz