Консультации специалистов

Что такое «речевые нарушения»
(учитель-логопед Н.Н. Куршева)

 Вы считаете, что у вашего ребенка есть речевые проблемы?

     Учитель-логопед поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию. Отметит, какие стороны речи и психической жизни необходимо развивать. Дело в том, что речь тесно связана с ритмическими способностями, координацией движений и мелкой моторикой, слуховым вниманием и др.

     Учитель-логопед знает, как:

  • научить ребенка правильно произносить звуки;

Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы логопеда.

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

  • развить фонематическое восприятие;

Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?

Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребёнок начинает значительно отставать от возрастной нормы.

  • расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);

К пяти годам ребенок должен  говорить развернутыми фразами,  правильно согласовывать слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи.

Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).

Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

  • формировать умение составлять рассказы, пересказывать;
  • обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
  • справиться с проблемами нарушения чтения – дислексией и письма -  дисграфией;
  • формировать слоговую структуру слова;

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

  • безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку);

Что делать, если у ребенка укорочена уздечка?

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Л и Р.

Вам могут предложить ее "подрезать", однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

     Нарушения в развитии устной речи приводят в дальнейшем к нарушению письменной речи и затрудняют обучение ребенка по школьным дисциплинам. Поэтому основными задачами в работе учителя-логопеда  являются своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи.

© STCDiK

Сделать бесплатный сайт с uCoz