Областной закон Ленинградской области
от 23.07.2002 N 28-ОЗ
о специальном (коррекционном) образовании в
Ленинградской области

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН О СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАНИИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

(Принят Законодательным собранием Ленинградской о бласти 9 июля 2002 года)

(в ред. ЗАКОНА Ленинградской области от 30.12.2004 N 133-оз)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий закон направлен на реализацию конституционного права на образование лиц с возможностями здоровья и обеспечение эффективного ункционирования региональной системы специального (коррекционного) образования. Действие настоящего областного закона распространяется на все категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих, а также временно находящихся на территории Ленинградской области: граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем областном законе

В настоящем областном законе используются следующие понятия:

- лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее различные ограничения в здоровье и в связи с этим нуждающееся в специальном (коррекционном) образовании. К лицам с ограниченными возможностями здоровья относятся несовершеннолетние граждане с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие); с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; умственно отсталые (в том числе глубоко умственно отсталые); с задержкой психического развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; с тяжелыми нарушениями речи, а также со сложными комбинированными недостатками в развитии;

- специальное (коррекционное) образование - дошкольное, общее и начальное профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;

- специальные условия для получения образования - условия обучения (воспитания), в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья, и обеспечивающие их лечение, воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество;

- интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования;

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение(класс, группа) - образовательное учреждение (класс, группа), созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 2. Цели и задачи настоящего областного закона

Целью настоящего областного закона является законодательное закрепление дополнительных гарантий правовой и социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Задачами настоящего областного закона являются:

- определение государственной политики Ленинградской области в сфере специального (коррекционного) образования;

- обеспечение и защита конституционного права граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, проживающих или временно находящихся на территории Ленинградской области, на получение образования в форме специального (коррекционного) образования;

- определение направлений развития специального (коррекционного) образования как составной части системы образования в Ленинградской области;

- создание механизма правовых отношений в сфере специального (коррекционного) образования между его участниками.

Статья 3. Государственная политика Ленинградской области в сфере специального (коррекционного) образования

Государственная политика Ленинградской области в сфере специального (коррекционного) образования предусматривает:

- первоочередное внимание к наилучшему обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на специальное (коррекционное) образование;

- разработку и исполнение целевых региональных программ

- обеспечения защиты прав, охран жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- выделение из областного бюджета Ленинградской области средств, необходимых для реализации региональных целевых программ обеспечения защиты прав, охраны жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- создание государственной службы по управлению системой специального (коррекционного) образования в Ленинградской области;

- целенаправленную пропаганду необходимости защиты прав охраны жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- создание благоприятных правовых, социальных и экономических условий для реализации прав, охраны жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 4. Участники правовых отношений, регулируемых настоящим областным законом

Участниками правовых отношений в сфере специального (коррекционного) образования являются:

- несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья, проживающие или временно находящиеся на территории Ленинградской области;

- родители (законные представители) несовершеннолетних гражда с ограниченными возможностями здоровья;

- педагогические, медицинские и иные работники образовательных учреждений (классов, групп), участвующие в осуществлении специального (коррекционного) образования;

- органы государственной власти и органы местного самоуправления Ленинградской области;

- образовательные учреждения Ленинградской области.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 5. Система специального (коррекционного) образования Ленинградской области

1. Система специального (коррекционного) образования Ленинградской области представляет собой совокупность:

- государственных органов управления образованием и органов управления образованием муниципальных районов (городских округов);

- (в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз) сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) независим от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- образовательных специальных (коррекционных) программ и специальных государственных образовательных стандартов.

2. В Ленинградской области специальное (коррекционное) образование осуществляется в следующих типах и видах образовательных учреждений (классах, группах):

- дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсирующего вида;

- образовательные учреждения (классы, группы) компенсирующего вида для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- образовательные учреждения (классы, группы) для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- образовательные учреждения (классы, группы) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

- оздоровительные образовательные учреждения (классы, группы) санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

- специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

- специальные (коррекционные) профессиональные училища (группы);

- интегрированные: дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательные учреждения.

Статья 6. Порядок получения специального (коррекционного) образования

1. Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (классе, группе), в образовательном учреждении общего назначения, на дому, в форме интегрированного обучения, а также в условиях стационарного лечебного учреждения по образовательному маршруту, рекомендованному психолого-медико-педагогической комиссией. (в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз)

2. Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико- педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз)

3. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из одного типа или вида специального (коррекционного) образовательного учреждения (класса, группы) в другое специальное (коррекционное) образовательное учреждение (класс, группу) или в образовательное учреждение общеобразовательного типа (или из учреждения общеобразовательного типа в специальное (коррекционное) образовательное учреждение (класс, группу) осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и по согласованию с органом управления образованием.

4. В случае прекращения деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения (класса, группы) орган управления образованием, которому подведомственно данное образовательное учреждение (класс, группа), обеспечивает перевод обучающихся только с согласия родителей (законных представителей) в другие специальные (коррекционные) образовательные учреждения соответствующего типа и вида.

5. Порядок государственной аттестации лиц ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательную программу соответствующего уровня, проводится на общих основаниях по щадящему режиму, определяемому для каждого учащегося индивидуально по рекомендациям лечащего врача.

Глава III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 7. Органы управления специальным (коррекционным) образованием в Ленинградской области

1. Управление региональной системой специального (коррекционного) образования в Ленинградской области осуществляется государственным органом управления образованием.

2. Управление подведомственными образовательными учреждениями специального (коррекционного) образования в муниципальных районах (городских округах) Ленинградской области осуществляется органами управления образованием муниципальных районов (городских округов) в пределах их компетенции, установленной действующим законодательством. (в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз)

3. В структуре государственного органа управления образованием создаются структурные подразделения (отдел, сектор) специального (коррекционного) образования, а в структуре органов управления образованием муниципальных районов (городских округов) могут быть предусмотрены должности специалистов по специальному (коррекционному) образованию. (в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз)

4. Непосредственное управление специальным (коррекционным) образовательным учреждением осуществляется директором (заведующим) данного образовательного учреждения или учреждения, имеющего в своем составе соответствующие классы, группы. Директор (заведующий) обязан иметь высшее образование в области специальной (коррекционной) педагогики.

Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в сфере специального (коррекционного) образования (наименование - в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз)

К компетенции орг.анов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) относятся: (абз. 1 - в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз)

1. Организация выявления лиц с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшее обучение, воспитание, реабилитация и интеграция в общество.

2. Создание муниципальной системы специального (коррекционного) образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных формах исходя из потребностей муниципального образования в этой сфере образования.

3. Осуществление финансирования подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) в соответствии с федеральными, региональными и местными нормативами. (в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз)

4. Обеспечение подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) материально- техническими и научно-методическими средствами в объеме, необходимом для нормального функционирования указанных учреждений (классов, групп).

5. Создание муниципальной нормативно-правовой базы в сфере специального (коррекционного) образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6. Обеспечение подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья квалифицированными кадрами.

7. Создание муниципальной службы по управлению системой специального (коррекционного) образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

8. Разработка и исполнение муниципальных целевых программ обеспечения защиты прав, охраны жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья.

9. Создание благоприятных правовых, социальных и экономических условий для реализации прав, охраны жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья на условиях бесплатного обучения данных лиц в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).

10. Обеспечение создания, реализации и совершенствования механизма социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 9. Компетенция муниципальных органов управления образованием в сфере специального (коррекционного) образования

К компетенции муниципальных органов управления образованием относятся:

1. Участие в выявлении лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также в их дальнейшем обучении, воспитании, реабилитации и интеграции в общество.

2. Осуществление контроля за подведомственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями (классами, группами).

3. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам специального (коррекционного) образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и принятие по ним необходимых мер.

4. Создание банка данных о лицах с ограниченными возможностями здоровья и их потребностях в специальном (коррекционном) образовании.

5. Обеспечение комплексной диагностики и сопровождения (оказания помощи) лиц с ограниченными возможностями здоровья при выборе формы специального (коррекционного) образования, а также типа и вида образовательного учреждения.

6. Организация работы по информированию российских граждан о системе специального (коррекционного) образования.

7. Принятие мер по обеспечению и защите конституционного права граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, проживающих или временно находящихся на территории Ленинградской области, на получение образования в форме специального (коррекционного) образования.

8. Осуществление подбора и аттестации руководителей подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп).

9. Оказание помощи руководителям подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) в подборе лиц, способных к выполнению обязанностей педагогических, социальных и медицинских работников в данных образовательных учреждениях.

10. Разрешение спорных вопросов между подведомственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями либо работниками данных учреждений и лицами с ограниченными возможностями здоровья и их родителями (законными представителями).

11. Принятие мер по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также квотированию для данных лиц рабочих мест на предприятиях и в организациях. На муниципальные органы управления образованием областными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) могут быть возложены и иные функции по созданию и управлению муниципальной системой специального (коррекционного) образования. (в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз)

Статья 10. Компетенция исполнительного органа государственной власти Ленинградской области в сфере специального (коррекционного) образования

К компетенции исполнительного органа государственной власти Ленинградской области относятся:

1. Осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере специального (коррекционного) образования на территории Ленинградской области.

2. Создание на территории Ленинградской области системы специального (коррекционного) образования.

3. Установление региональных нормативов финансирования подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) и размеров денежных средств, необходимых на содержание в них лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом региональных особенностей и требований Правительства Российской Федерации.

4. Финансирование подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп).

5. Централизованный учет и формирование регионального банка данных о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) и лицах с ограниченными возможностями здоровья, проживающих или временно находящихся на территории Ленинградской области.

6. Обеспечение оптимального устройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в подведомственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

7. Подбор и аттестация руководителей подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп).

8. Контроль за осуществлением функций по вопросам специального (коррекционного) образования органами управления образованием муниципальных районов (городских округов). (в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз)

9. Комплектование подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) квалифицированными специалистами.

10. Осуществление лицензирования, аттестации и аккредитации специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп).

11. Осуществление методического руководства деятельностью органов управления образованием муниципальных районов (городских округов), организация работы по повышению квалификации специалистов по вопросам специального (коррекционного) образования органов управления образованием муниципальных районов (городских округов), руководителей, социальных педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп). (в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз)

12. Обеспечение разработки и реализации образовательных программ специального (коррекционного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

13. Обеспечение разработки и реализации региональных целевых программ обеспечения защиты прав, охраны жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исполнительный орган государственной власти Ленинградской области вправе возложить свои полномочия в сфере специального (коррекционного) образования на свои структурные подразделения.

Статья 11. Особенности реорганизации и ликвидации специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Реорганизация или ликвидация государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством для образовательных учреждений при условии, если обучающимся, воспитанникам реорганизованного или ликвидированного учреждения гарантируется продолжение обучения в адекватных специальных условиях.

Статья 12. Финансирование системы специального (коррекционного) образования

Финансирование государственных, муниципальных специальных (коррекционных) и интегрированных образовательных учреждений Ленинградской области осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными нормативами. (в ред. Закона Ленобласти от 30.12.2004 N 133-оз)

Статья 13. Компетенция работников специального (коррекционного) образовательного учреждения

1. Образовательный процесс в специальном (коррекционном) и интегрированном образовательном учреждении (классе, группе) осуществляется специалистами в области специальной (коррекционной) педагогики.

2. Психологическое обеспечение обучающихся, воспитанников осуществляет педагог-психолог.

3. Медицинское обес… Продолжение »

© STCDiK

Сделать бесплатный сайт с uCoz