Консультации специалистов

Практические рекомендации родителям и учителям гиперактивного ребенка.

В домашней программе коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должен преобладать поведенческий аспект.

 1.    Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • помните, что чрезмерная подвижность, болтливость и недисциплинированность не является умышленными;
  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  • не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  • избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и пр.);
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за поступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

 2.    Изменение психологического микроклимата в семье:

  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

  3.    Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня ребенка и всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  • организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

 4.    Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля);
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребенка. Чувствительность к отрицательным стимулам очень низкая, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако восприимчивы к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих уровню его развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  • расскажите гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

 ПОМНИТЕ, что вербальные средства (призывы, беседы) редко оказываются результативными. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  • прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
  • чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамье штрафников»;
  • холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;
  • внеочередное дежурство по кухне и т.д.

 

Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».

 В коррекции поведения ребенка особую роль играет методика «позитивной модели», которая заключается в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.

 Кроме того, необходимо понимать проблемы своего ребенка. Исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности невозможно добиться не только в течение нескольких месяцев, но даже нескольких лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраниться и на протяжении всей жизни. Успешная реабилитация возможна при условии своевременного ее начала (в возрасте 5-10 лет) и комплексной коррекции.

 Рекомендации Ю.С. Шевченко для родителей школьников:

 если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснения с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

  • если 12-бетний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
    • если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;
    • если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

 Рекомендации учителям гиперактивного ребенка

          Школьная программа коррекции поведения гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию.

 1.     Изменение окружения:

  • изучение нейропсихологических особенностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально, такой ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя (в центре класса, прямо у доски);
  • оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
  • изменение режима урока путем включения физкультминутки;
  • разрешение гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
  • предоставление ребенку возможности быстро обращаться к педагогу в случае затруднений;
  • направление энергии гиперактивного ребенка в полезное русло (вымыть доску, раздать тетради и пр.).

 2.     Создание положительной мотивации на успех:

  • введение знаковой системы оценок;
  • чаще хвалить ребенка;
  • расписание уроков должно быть постоянным;
  • избегать завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;
  • введение проблемного обучения;
  • использование на уроках элементов игры и соревнования;
  • большие задания разбивать на последовательные части и контролировать выполнение каждой из них;
  • создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом по некоторым областям знаний;
  • научить ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
  • игнорировать негативные эмоции и поощрять позитивные;
  • строить процесс обучения на положительных эмоциях;
  • помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не пытаться сломить его!

    3.     Коррекция негативных форм поведения:
  • способствовать элиминации агрессии;
  • обучать необходимым нормам и навыкам общения;
  • регулировать его взаимоотношения с одноклассниками.

    4.     Регулирование ожиданий:
  • Объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
  • Объяснить родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

 

© STCDiK

Сделать бесплатный сайт с uCoz