Прием детей в логопедические группы

Отбор в детские сады (группы) для детей с нарушениями речи

 

 Развивающаяся сеть дошкольных учреждений специаль­ного назначения для детей с нарушениями слуха, речи, зре­ния, интеллекта и опорно-двигательного аппарата позволяет создать благоприятные условия для дифференцированного обучения и воспитания дошкольников в зависимости от ве­дущего дефекта.
 Успешное решение задач коррекционного обучения в груп­пах специального назначения во многом зависит от того, на­сколько правильно и своевременно было определено речевое нарушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятии. Своевременное выявление дошкольников с на­рушениями речи, правильное комплектование их в группы и специальное обучение позволяют добиться положительных результатов в обучении и воспитании детей и создают благо­приятные условия для дальнейшего развития и обучения их в школе.
 В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными речевыми аномалиями.
 Для реализации дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, имеющих различные речевые нарушения, в дошкольных учреждениях создаются следующие группы:

 

·       для детей с общим недоразвитием речи (3—6 лет);

·       для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (5—6 лет);

·       для детей с нарушением произношения отдельных зву­ков (5—6 лет);

•       для заикающихся детей (2—6 лет).

 

Отбор детей с нарушениями речи в специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых детских са­дах и комплектование групп в них производится на заседа­ниях медико-психолого-педагогических комиссий и осуще­ствляется на основе соблюдения следующих принципов:

 

1. Принцип отграничения детей с нарушениями речи от других аномалий. В дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи только в том случае, если они име­ют нормальный слух и первично сохранный интеллект.
 В связи с этим серьезное внимание уделяется правильной диагностике речевых нарушений и отграничению детей с ре­чевыми аномалиями от сходных состояний (нарушения речи при умственной отсталости, задержке психического развития, нарушениях слуха).
 Большое значение в правильной диагностике приобретает понятие первичного и вторичного дефекта. Так, у ребенка со сниженным слухом могут быть тоже нарушения речи, обус­ловленные состоянием слуха. В таком случае нарушение слуха рассматривается как первичный дефект, а нарушение речи — вторично. Эти дети принимаются в дошкольные уч­реждения для детей с нарушениями слуха.
 Умственно отсталые дети, имеющие и нарушения речи, при­нимаются в дошкольные учреждения для детей с нарушени­ями интеллекта, так как речевые недостатки у них вторичны и обусловлены первичным нарушением интеллекта.
2.  Возрастной принцип. В детские сады, ясли-сады и отдель­ные группы при массовых детских садах принимаются дети с нарушениями речи в возрасте от 2 до 7 лет, причем в каждую отдельную группу зачисляются дети одинакового возраста.
3.   Принцип дифференцированного обучения детей с раз­ными по тяжести речевыми дефектами.

 

Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы аля детей с нарушениями речи

 

Правильное комплектование групп для детей с нарушени­ями речи обеспечивается соблюдением всех принципов отбо­ра. В группу с общим недоразвитием речи принимаются дети с разным уровнем речевого развития, имеющие различные формы речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия).
Дети с первым уровнем речевого развития зачисляются в дошкольное учреждение с 3 лет на 3—4 года обучения. Дети со вторым уровнем развития зачисляются с 4 лет на 3 года обучения. Дети с третьим уровнем зачисляются в дошколь­ное учреждение с 4—5 лет на 2 года обучения.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи за­числяются в специальное дошкольное учреждение с 5 лет на один год обучения. При наличии достаточного контин­гента детей, имеющих однородную форму речевой патоло­гии (ринолалия, дизартрия), создаются специальные группы. Дети с ринолалией и дизартрией зачисляются на 2 года обу­чения с 4 лет.
В группу для детей с нарушением произношения отдель­ных звуков зачисляются дети, имеющие лишь фонетические отклонения. Основным признаком нарушения речи являет­ся неправильное звукопроизношение, которое проявляется по-разному. При этом для зачисления ребенка в специальную группу дошкольного учреждения необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например, свистящие и сонорные или сонорные и шипящие, что в целом должно со­ставлять не менее 5—б звуков. Детей с нарушением произно­шения отдельных звуков зачисляют с 5 лет, срок обучения — полгода.
В группу для заикающихся детей принимаются дети с рас­стройством коммуникативной функции речи. Наряду с заи­канием у них может быть нарушено произношение отдель­ных звуков либо наблюдаться фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи. Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения с 2 лет на срок один год, с 4—5 лет­него возраста — на 2 года. Продолжение специального обуче­ния заикающихся детей от 2 до 5 лет рассматривается меди­ко-педагогической комиссией.
Наполняемость групп определяется тяжестью речевого де­фекта; так, количество детей в группах с общим недоразвити­ем речи, заиканием — 10 человек, в группах с фонетико-фоне­матическим недоразвитием — 12, нарушением произношения отдельных звуков — 15.
В группах для детей с общим недоразвитием речи осуществ­ляется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В группах для детей с фонетико-фонематическим недораз­витием и с нарушением произношения отдельных звуков осуществляется подготовка к обучению в общеобразовательной школе. В группах с заиканием ведется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. По мере устранения речевого дефекта дети также переводятся в детские сады об­щего типа.

 

Противопоказания к зачислению

 

В специальные детские сады (группы) не принимаются дети:
а)  со сниженным слухом;
б) имеющие недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
в) с частыми эпилептическими припадками;
г) с нарушением опорно-двигательного аппарата;
д)  с выраженным психопатоподобным поведением;
е)  дети-инвалиды, не обслуживающие себя;
ж)  дети, имеющие противопоказания к зачислению в детс­кие сады общего типа.

 

© STCDiK

Сделать бесплатный сайт с uCoz